Почему фирмы часто не меняют свои цены?

2018-09-24-19-12 | Бизнес |

Почему фирмы часто не меняют свои цены?

Нужно оправдать кейнсианское допущение о малоподвижности цен. В принципе поддерживание цены на ошибочном уровне не отвечает интересам того, кто эту цену устанавливает. Хороший пример — монополистическое ценообразование: монополист будет устанавливать цену, которая выше, чем в условиях совершенной конкуренции, и при этом корректировать ее при любом изменении ситуации — т. е. при изменении спроса или издержек производства. Данное обстоятельство само по себе не объясняет малоподвижность.

Одно из объяснений базируется на существовании долгосрочных контрактов. Соглашения о продаже товара по данной цене устанавливаются применительно к конкретному моменту времени. Когда экономическая обстановка изменяется, то, если в контракте такие изменения не предусмотрены, зафиксированная соглашением цена не меняется до подписания нового договора.

Контракты могут быть не только формальными (официальными), но и неявными: покупатели и продавцы вовлекаются в долгосрочные отношения, и им зачастую не нужно фиксировать на бумаге условия этих отношений. Но почему же подобные контракты существуют, если они не всегда оптимальны? Анализ показывает, что частые изменения цен могут быть дорогостоящим мероприятием, и что явные или неявные контракты облегчают жизнь для тех, кто их заключает, до тех пор, пока не произойдут колоссальные перемены в экономике. На этой идее базируется объяснение, связанное с так называемыми издержками меню.

Поскольку для ресторана слишком дорого каждодневно изменять прейскурант при колебаниях цен на сырье и материалы (фрукты, овощи, мясо), так же не практично перезаключать договора, или подписывать контракты, учитывающие все возможные случайности. Если, например, спрос уменьшается, фирма будет иметь стимул изменить свою цену. Если же она этого не сделает, прибыль станет меньше ее потенциальной величины. Однако при наличии издержек меню фирма будет сопоставлять максимумы прибыли, получаемые при изменении цены и при изменении издержек меню. На маленькие изменения спроса, вероятно, лучше всего отреагировать, не меняя цены. Издержки меню могут быть явными (типа затрат на печатание нового меню или прейскуранта) и неявными (типа затрат на объяснения клиентам того, как и почему изменилась цена).

Существование таких издержек может служить объяснением того, почему цены не изменяются в ответ на малые нарушения, но реагируют на крупные.





Комментарии можно добавить только после регистрации.

Регистрация     Войти в панель управления


Загружаем комментарии...